Платежный терминал, скрещенный с пунктом приема тары, под странным названием «фандомат» работает на «Юго-западной» уже более трех месяцев. Но мало кто знает, что это такое и уж тем более как им пользоваться. «Бамбук» отыскал человека, который активно общается с фандоматом.
Анна живет на улице Академика Анохина и большую часть своего времени тратит на преподавание на химическом факультете МГУ, научную работу и занятия капоэйрой. Частичку своей жизни она отдает раздельному сбору мусора, в том числе пластиковых бутылок и алюминиевых банок, которые потом поглощает фандомат. На «Юго-западной» есть два аппарата: один у «Нового книжного», другой — рядом с Гагаринской библиотекой.
Ты решила разбогатеть на этом мусоре?
Безусловно, нет, ведь за одну бутылку можно получить 10-20 копеек. Поэтому я ни разу не видела, чтобы в фандомат кто-то сдавал бутылки, кроме меня.
Почему тогда ты сдаешь бутылки в фандомат?
По-другому уже не получается. Все началось с того, что несколько лет назад у нас на факультете собирали макулатуру. Я подумала: почему бы не сдать ненужную бумагу? Потом в университете проходила акция по сбору сортированного мусора, я и тут подключилась. А затем случился «экологический сдвиг»: стала экономить воду и свет, сортировать мусор дома, агитировать других поступать также. Плохо себя чувствую, если делаю что-то вредное для окружающей среды.
Фандомат тебе в этом помогает?
Немного. Первое наше знакомство состоялось еще три года назад. Тогда несколько автоматов поставили у станции «Университет». Я пыталась опускать в них бутылки от воды, но терминал постоянно был забит, не работал или просто был отключен. Сейчас новые аппараты принимают лишь бутылки объемом до одного литра и со штрих-кодом. Остальное я раз месяц собираю в походный рюкзак и везу этот сортированный мусор в пункт приема в Битцевском парке.
Как окружение относится к твоему увлечению?
Большинство не понимает, что мы берем у природы больше, чем нам нужно, и, в частности, производим и выбрасываем слишком много упаковки. Полигоны в Подмосковье переполнены, и, вероятно, нам придется терпеть мусоросжигательные заводы по соседству, если мы не откажемся от пластиковых пакетов и не перейдем, например, на авоськи. Это же не фантазия. Кроме того, в бытовые отходы регулярно попадают опасные предметы, такие как батарейки. А потом мы это вдыхаем, пьем, едим.
Фандоматы — детище городских властей. Что еще должны сделать чиновники, чтобы переломить ситуацию?
Продвигать идею экологичного образа жизни. Ведь мало поставить терминал, надо еще подтолкнуть людей пользоваться им. В городе очень не хватает социальной рекламы и пунктов приема отходов, уж не говоря о контейнерах для раздельного сбора мусора во дворах. Правда, я не очень верю, что Москва станет «зеленым» городом благодаря властям. Они много обещают, но реальных дел мало. Поэтому нужно начинать с себя и делать маленькие, но правильные шаги каждый день.
«Бамбук» продолжит сообщать об экологических проблемах района и города. Ранее мы рассказывали, где в Тропарево сдать опасные энергосберегающие лампы, которые содержат ртуть, и как в одном ТСЖ решили проблему утилизации бытовых батареек.