«Бамбук? Наслышаны. В плохом свете», – такими словами приветствовал меня председатель избирательной комиссии №2707 Алексей Жуков, рядом с которым я планировал провести вечер и ночь при подсчете голосов. Любая известность, конечно, газете на руку, но нашему изданию и не снилась та популярность, которую заслужил заместитель директора районной Инженерной службы и его коллеги по комиссии после парламентских выборов 4 декабря 2011 года.
Тогда по официальной версии на участке, где голосуют жители двух домов (Бакинских комиссаров, 3/3 и Ленинский, 152/2), «Единая Россия» получила максимальный процент по всей Москве: 91,1% голосов. И, несмотря на недоумение отдельных членов вышестоящей избиркомиссии и наглядные доказательства подлога, эти результаты были приняты и зарегистрированы.
Через три месяца на поистине волшебный участок ринулись не только самоотверженные наблюдатели, чтобы «пресечь беспредел», но и иностранные делегации. Наблюдать за выборами в России именно на участок 2707 пришли члены миссии СНГ, Шанхайской организации сотрудничества и корреспонденты международного агентства France-Press. Могу поспорить, что тропаревский центр детского творчества, в котором работала комиссия, раньше не принимал такого количества иностранных гостей. Но российским избирателям на помощь заграницы рассчитывать не стоило. «Это политические туристы. Нарушения они пресекать не станут», — объясняет наблюдатель Александр и одновременно щелкает механическим счетчиком, отмечая каждого избирателя.
Контролировать подсчет голосов остаются 13 человек: международный наблюдатель из Украины, два представителя СМИ, три наблюдателя от муниципальных кандидатов, остальные — от Михаила Прохорова и партий. Большинство из них на самом деле никакого отношения к кандидатам и объединениям не имеют. «Главное — попасть на участок, а от кого – не важно», — такой принцип исповедуют наблюдатели.
Конспиративно на участке работали даже члены одной семьи: Ирина – корреспондентом газеты, а ее сын Павел – членом комиссии с правом решающего голоса, формально от ЛДПР. «Сын на декабрьских выборах попытался быть наблюдателем. Его без объяснений выкинули с участка, а в вышестоящей комиссии объявили, что он добровольно ушел, раз нет письменного решения об удалении. После этого завелся, – говорит Ирина, объясняя, как Павла и ее затянула гражданская активность. — Я долгое время работала в МИДе и сама придерживалась консервативных взглядов. А тут после декабрьских выборов увидела, как европейцы не хотят выдавать нам визы, за дикарей держат. Потом на «белые» акции случайно попала. Такое воодушевление у людей. Но «страшно далеки они от народа». Не удивлюсь, что и здесь Путин получит 60%».
В 20:00 двери избирательного участка открылись лишь затем, чтобы выпустить последних избирателей. Председатель объявляет голосование оконченным. Как только члены комиссии притрагиваются к спискам избирателей, пять наблюдателей щелкают выключателями своих камер и начинают съемку процесса. Алексей Жуков нервничает больше остальных. Ему приходится под запись отчитываться перед районной избирательной комиссией о количестве проголосовавших. На телефонные звонки он отвечает резко, наблюдателям с камерами периодически дарит тяжелые взгляды исподлобья.
Комиссия считает избирателей, неиспользованные бюллетени, выданные открепительные. Среди непосредственных участников процесса выделяется Павел, который играет роль «двойного агента»: он успокаивает наблюдателей и соглашается на мелкие нарушения комиссии, но настаивает в принципиальных вопросах: «Не сходится количество полученных и выданных открепительных? Да, наверно, в ТИКе лишний выдали...», «Наблюдателей — за четыре метра от бюллетеней? Ну послушайте, они же никому не мешают», «Если никто не против, я бюллетени за Путина считать буду».
«Без своих людей в комиссиях очень сложно отстоять законность на выборах. Раньше мы этого не понимали и концентрировались в первую очередь на наблюдателях, — признает Павел, который активно участвует в проекте «Гражданин наблюдатель». – Дальше надо будет добиваться участия в формировании комиссии».
Но направлять действия комиссии удавалось и наблюдателем. Во время подсчетов результатов обильно цитировал инструкции ЦИКа другой участник «Гражданина наблюдателя» Владимир. «Вы меня спрашивайте, что делать, — я вам скажу», – советовал он комиссии. Несмотря на грозные взгляды председателя комиссии, члены УИКа не гнушались помощью наблюдателей в спорных вопросах, например, при заполнении протокола.
К моменту вскрытия урн и подсчета голосов за кандидатов в президенты у всех присутствовавших еще хватало сил переживать за результат. «Путин, Зюганов, Прохоров, Зюганов, Зюганов, Зюганов», — объявляет член комиссии. «Семья голосовала», — острят наблюдатели. Развлекали их и надписи на бюллетенях: «Вижу цель» (голос за Миронова), «Выборы — когда есть выбор» (без «галочки»), «Я» (в графе Путина), «Какие все молодцы» (галочки за всех кандидатов).
Голоса подсчитаны. Из 813 голосов Путин получил 302, Прохоров – 209, Зюганов – 173. «Это победа», – радуются голосованию некоторые наблюдатели. Другие не скрывают досады на общероссийские итоги, судя по которым, второго тура не намечается. Наблюдатели получают копии протоколов; некоторые решают уйти, не дождавшись подсчета бюллетеней по муниципальным выборам.
Голоса за кандидатов в муниципальное собрание комиссия считает не так придирчиво. Алексей Жуков собрал все бюллетени и объявлял даже не фамилии кандидатов, за которых отдан голос, а лишь их порядковый номер в бюллетене. «Первый, шестой, второй, второй, пятый», — чеканил председатель, а остальные члены комиссии рисовали домики и заборы, высчитывая, сколько голосов получил кандидат.
Получив второй протокол, самые стойкие отправились в территориальную избирательную комиссию — следить, чтобы чиновники от выборов верно внесли данные из итогового протокола в систему ГАС «Выборы».
К концу дня выборов наблюдатели признали, что крупных фальсификаций на этом участке не было. «Ведь все знали по прошлым выборам, что это «гнилой» участок, тем более что комиссия после декабря почти не изменилась», – отметил Павел. «Нет, сенсация есть, – говорит наблюдатель Владимир, зачехляя до поры инструкцию ЦИКа. – И она в том, что мы имеем нормальный, честный результат».
В качестве иллюстрации происходящего, предлагаю посмотреть несколько видео с участка:
Наблюдатели спорят с комиссией
«Вброс» бюллетеней на стол
Оглашение результатов
Результаты муниципальных выборов в Тропарево-Никулино можно найти в нашей заметке.