Уже с начала учебного года родители будущих выпускников озадачены вопросом, где найти репетитора. Сейчас этот вопрос становится еще актуальнее: экзамены не за горами. Многие обращаются к своим знакомым или ищут преподавателя в Интернете. «Бамбук» нашел репетитора по русскому языку в Кунцево на одном из сайтов и задал ему несколько вопросов о грядущих экзаменах. Валерия Пятигорская, преподаватель русского языка и литературы из Кунцево, готовит школьников и взрослых к сдаче ГИА и ЕГЭ. Она ответила на вопросы «Бамбука».
Валерия, скажите, когда лучше начинать подготовку к ЕГЭ?
Я думаю, можно начинать готовиться уже в 10 классе. Так поступают наиболее ответственные люди. Можно начать и в 11-м классе, если у ребенка нет особенных пробелов в знаниях. Крайний срок начала подготовки — ноябрь-декабрь, позже – намного сложнее, особенно если речь идет не о выпускнике, а о человеке, уже успевшем забыть школьную программу.
А если все-таки необходимо готовиться к ЕГЭ «экстренно»? Какая методика эффективней: натаскивание на тесты или постановка грамотности?
В короткий срок, конечно, натаскивание на тесты. Ведь нужно за минимальные сроки набрать максимальный балл. Но всегда остается проблема с частью С (сочинение – прим. «Бамбука»). Здесь хороших результатов можно достичь, как в спорте, — тренировками. Раз за разом писать эти сочинения по шаблону. Безусловно, для успешного написания эссе нельзя обойтись без знания художественной литературы, умения подобрать оттуда примеры и обосновать свой выбор. Поднять грамотность – непростая задача даже для двух лет занятий.
Какова должна быть длительность занятия, чтобы оно было эффективным?
Наиболее продуктивное занятие длится 90 минут. Можно заниматься и два астрономических (60 минут– прим. «Бамбука») часа, но многие устают, не могут выдержать такой ритм.
Как Вы считаете, результативнее заниматься у себя дома или приезжать к репетитору?
Место не имеет значения. Главное, чтобы были подходящие условия и ничто не отвлекало от занятия.
Необходимо ли самостоятельно заниматься дома?
Обязательно. На каждом уроке я даю своим ученикам домашнее задание, в том числе сочинение по части С. Потом, на уроке, мы вместе его разбираем, исправляем недочеты. На занятии я объясняю теорию, а дома ученик самостоятельно выполняет упражнения.
А на какие специальности стремятся сейчас поступать выпускники?
Ребята поступают на разные специальности, но редко выбирают чисто гуманитарные направления, чаще предпочитают экономику и смежные с ней дисциплины или технические специальности.
Как Вы думаете, какой формат экзамена лучше и показательнее – ЕГЭ или классический экзамен?
На мой взгляд, классический экзамен. В результате натаскивания на ЕГЭ люди становятся безграмотнее, выхолащивается знание русского языка. Дети, сдавшие ЕГЭ на высокий балл и поступившие в престижные ВУЗы, потом часто обращаются с другой проблемой – им трудно связно излагать свои мысли, отсюда возникают сложности с написанием курсовых и рефератов. Приходится их переучивать, заниматься с ними стилистикой русского языка и культурой речи.
Татьяна Аржемирская