Оксана Тимакова знала, что станет педагогом, еще в пятом классе, когда в первый раз стала вожатой у отряда октябрят-первоклассников. Сейчас она работает учителем третьих классов в прогимназии №1752. За пять лет она успела завоевать любовь детей и доверие родителей, а также стать кладезем профессиональных советов для коллег. За это в конце прошлого года она была названа лучшим классным руководителем Восточного административного округа. «Бамбук» поговорил с педагогом и узнал принципы работы лучшего учителя.
О коллективном сознательном
"В обычных школах система самоуправления чаще всего ограничивается дежурством в классе, избранием старосты и, в лучшем случае, совместным выбором фильма для просмотра в каникулы. Важно, чтобы дети делали что-то сознательно, не замечая при этом пристального контроля или надзора со стороны взрослых. Каждый раз необходимо проделать серьезную подготовительную работу. Тогда результаты намного плодотворнее, и проекты не превращаются во внеклассную работу для галочки.
Поэтому в третьем классе прогимназии основной упор всех внеклассных мероприятий делается на развитие «коллективного сознательного». Поощряется помощь друг другу во время уроков. Так, например, после контрольных работ ученики разбиваются на пары — сильный ученик со слабым учеником, и с помощью наводящих вопросов пытаются помочь друг другу".
О взаимопомощи
"Принцип взаимопомощи реализуется и в других классных handmade-проектах. В этом году основным мотивом жизни класса стал проект под названием «От гульдена до копейки»: в летние каникулы дети собирали монетки из тех стран, которые они посетили, и потом делали презентацию про денежную систему и историю валюты той страны, откуда были привезены монеты.
На протяжении всего года у нас проводятся классные часы, на которых родители, работающие в крупных финансовых структурах, рассказывают детям о разных финансовых операциях. Большой резонанс вызвало обсуждение разных видов зарплат. Я с удивлением отметила для себя, что отличники предпочли получать сдельную зарплату, другие же ученики хотели, чтобы в будущем у них был стабильный оклад.
Помимо этого, в классе существует своя валюта — «пухи», которые дети зарабатывают за хорошие оценки и платят в виде штрафов за плохие. Но дети зарабатывают «пухи» не для себя. Ученики разделены на группы; они зарабатывают «пухи» в общую «кассу», из которой потом «оплачивают» двойки своих товарищей. Это мотивирует успевающих участников команды помогать тем, кто чаще всего получает штрафы".
О внешней активности
"Мы стараемся активно посещать не только популярные московские музеи, как, например, Дарвиновский или Палеонтологический, но и районнные. Мы часто ходим в театр «Жар-птица», расположенный рядом со школой, — школьникам туда вход бесплатный. Детям было очень интересно принять участие в Лермонтовских чтениях в библиотеке № 102 Они были в восторге от экскурсии на пожарную каланчу, которая тоже расположена рядом со школой.
В парке каждую весну мы устраиваем спортивное ориентирование, где дети проходят по маршрутной карте интересный путь, выполняя командные задания на разных станциях.
Мы с удовольствием ходим и в соседнюю гимназию № 1530 на экскурсии. Там существуют две постоянные экспозиции, посвященные Ломоносову и Великой Отечественной войне. В нашей прогимназии, кстати, тоже есть свой музей, посвященный лошадям, в котором дети выступают в роли экскурсоводов".
О внутренней политике
"Школа является престижной и входит в верхние строчки рейтинга школ города Москвы. Несмотря на это, большинство детей все-таки живут в целевом округе школы и учатся в ней, так как она полагается им по месту жительства. В этом году первоклассников набирали по новой системе: в первый класс зачисляли тех, кто первый подал заявки к 1 апреля. Набор, кстати, оказался отличный. В школу поступили те, кто был больше всех мотивирован на получение образования в прогимназии. До сих пор не понятно, каким образом будет проходить зачисление первоклассников по системе электронной регистрации. Пока в школе ведется два списка: будущих первоклассников, живущих в Сокольниках, и всех остальных желающих".
О прогимназии
"Школа входит в состав трех городских экспериментальных площадок, в рамках которых осваивается принципиально новая практика образования. Обучение в школе происходит только с первого по четвертый класс. В дальнейшем большинство детей после вступительных экзаменов продолжают обучение в гимназии №1530, которая находится в соседнем здании".
В феврале Оксана Тимакова примет участие в городском этапе конкурса классных руководителей. «Бамбук» желает удачи ей и ее ученикам и будет следить за результатами конкурса.