Директор школы №118 Сергей Михин был уволен со своего поста этой весной. Именно его увольнение стало началом одного из самых крупных конфликтов в образовательной сфере Москвы: жители стали выходить на акции протеста в пользу уволенного директора. Они также выступали против планов по присоединению зданий школы №118 к прогимназии №1733. В своем первом после увольнения интервью Сергей Михин рассказал о том, намерен ли он вернуться в школу, чем отличается школа №118 от остальных учебных заведений и зачем могут быть нужны объединения школ.
«Бамбук» неоднократно писал о том, как столичные власти пытались передать здание школы №118 соседней прогимназии №1733 (подробнее об этом можно прочитать здесь). После многочисленных митингов и протестов родители совместными усилиями отстояли среднюю школу. Кроме этого, они получили беспрецедентное для России право самостоятельно выбирать директора (первые выборы пройдут в сентябре). Поводом для начала митингов послужило увольнение бывшего директора школы Сергея Михина, которое произошло этой весной.
Вы будете участвовать в выборах директора школы?
Первым делом хочу воодушевить родителей, болевших за меня, и сказать, что я буду принимать участие в выборах, которые пройдут в сентябре. Я серьезно работают над программой развития школы, которую требовали Департамент образования и Исаак Калина (начальник столичного Департамента образования — прим. «Бамбука»). К первому августа я планирую завершить ее разработку.
Официальной претензией департамента и поводом для вашего увольнения было то, что школа якобы не может функционировать за свой счет. Как вы планируете решить этот вопрос?
Наше учреждение одним из первых перешло на финансовую самостоятельность, и за эти годы ни один родитель не участвовал в решении финансовых проблем центра. Я думаю, что с 1 сентября все вернется на круги своя и «финансовые игры» Департамента образования прекратятся.
Тогда почему же вас уволили?
История началась в середине апреля, когда вышел приказ окружного управления образования о переводе учебных процессов с 1 сентября 2012 года в другие здания. Управление образования не посчитало необходимым согласовать свои действия с управляющим советом школы. Объяснения, что «так будет лучше» для учащихся ЦО №118, родителей не убедили. Достаточно обратиться к простой арифметике. Так, прогимназия №1733, имея около 350 человек и располагаясь на четырех этажах, в свете данного приказа приобретала девять этажей, а учащиеся ЦО№118 — 264 учащихся основной школы и 2124 воспитанника Центра дополнительного образования — должны были поместиться на пяти этажах. Противостояние управляющего совета школы №118 и управления образования привело к отмене данного приказа и моему увольнению.
Почему не удалось уладить конфликт?
Уладить конфликт с самого начала было невозможно, потому что руководство управления образования не умеет вести переговоры по урегулированию конфликтных ситуаций, так как само их создает.
Люди решили выступить именно против вашего увольнения или же их главным мотивом было противостояние планам по объединению школ?
Я не знаю, что именно заставило людей выйти на акции протеста. Но за семь лет школа №118 вышла на новый уровень образования и стала уникальной. Мы учили детей учиться. Мы развиваем память, внимание, мышление. С первого класса мы определяем зоны риска детей — наши психологи через тестирование выявляют синдром дефицита внимания, проблемы с памятью и переработкой информации. Дефицит внимания — это когда ребенку трудно сосредоточиться на том, что говорит учитель. Он отвлекается и отвлекает своих одноклассников. Это не страшное явление, если его заметить в раннем возрасте. Когда педагоги об этом знают, они по-другому строят свои занятия.
У нас есть специальная динамическая пауза, когда обучение происходит во время подвижных игр. Ведет занятия Зоя Александрова, она одаренный педагог, хотя и не училась для этого специально. Благодаря динамической паузе из класса создается команда, у детей формируются лидерские способности. Несколько лет назад мы участвовали в эксперименте, в ходе которого воспитатель сопровождает детей с первого по шестой класс. Воспитатель следит за моральным состоянием ребенка, его творческим развитием. Это человек, который управляет развитием ребенка. В седьмой класс дети приходят с осознанным понимаем, что им надо учиться.
Наверное, все это и заставило людей выступить против озвученных планов.
На ваш взгляд, можно ли объединять школы так, чтобы это было на пользу учащимся?
С помощью объединения школ можно создать отдельные elementary school и high school. Как-то я побывал в нью-йоркской школе, где образование разделено на два этапа. Вместе учатся дети с первого по шестой класс и дети с седьмого по двенадцатый. И это правильно, поскольку детей младшего возраста может травмировать присутствие уже почти взрослых детей. Но самое поразительное, что в Нью-Йорке в старших классах есть свои лаборатории по точным наукам и большие мастерские, где дети учатся делать вещи своими руками. Или, например, детям дают задание разобрать и собрать заново джип.
Если бы у нас было пространство, то мы бы смогли сделать свои лаборатории и разделить детей по возрасту. У нас была идея перенести первый и второй класс в Дом творчества на Ленинском проспекте. Там есть студия развития личности «Шар», в которой дети занимаются с 2,5 до 7 лет. Тогда можно было бы сделать плавный переход в начальные классы. Но у нас нет пищеблока, о котором мы уже давно просим. И даже сейчас, несмотря на ремонт, его могут не сделать.
Сергей Михин окончил Московский педагогический институт им. Н.К. Крупской. В 1987 году стал директором Центра детского творчества. Был депутатом районного собрания Ломоносовского района. В 2005 году Сергею Михину передали среднюю школу №118. Сергей Михин — кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения, награжден медалью «В память 850-летия Москвы».
Сергей Михин рассказал «Бамбуку», что он подал заявление в Черемушкинский суд о своем безосновательном увольнении с поста директора школы. Сейчас его заявление рассматривается. По новой системе выборов директора, которую отстояли родители учеников, Сергей Михин сможет представить свою кандидатуру на выборах в сентябре 2012 года. Совместным голосованием дети и их родители смогут определить, кто же возглавит Центр образования №118.
«Бамбук» продолжит следить за развитием событий.